Версия для слабовидящих

Нормативные акты и согласования необходимые для открытия объекта, предоставляющего гостиничные услуги

Работа объектов, предоставляющих гостиничные услуги, регулируется следующими законодательными актами:
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК) — в части общих положений о юридических лицах (гл. 4), об обязательствах (гл. 21, 22), об ответственности за нарушение обязательств (гл.25), о договоре (подраздел 2), а также положения гл. 39 о возмездном оказании услуг и др.; 
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1; 
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490); 
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; 
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; 
стандарты; 
система классификации.
 
Разумеется, дополнительно необходимо соблюдать санитарные нормы и правила, правила ведения бухгалтерского учета и прочие нормативные акты, которые касаются всех видов деятельности в России.
Начиная с проектирования объекта, его создатели активно взаимодействуют с различными организациями и властными структурами. В зависимости от региона и конкретного случая этот список может меняться. На всех этапах создания и управления объектом, его деятельность контролируют государственные органы от федерального до муниципального уровня.
1-й этап создания объекта. Проектирование
На этом этапе инвесторам приходится иметь дело со Следующими организациями:
глава Администрации, который подписывает распоряжение о создании нового гостиничного объекта; 
главный архитектор, утверждающий эскизный проект и предпроектную документацию; 
комитет по защите (охране) памятников (должен дать разрешение на перестройку существующего здания, если для строительства отеля используется существующий дом); 
органы Роспотребнадзора и Противопожарного надзора, а также остальные члены так называемой Межведомственной комиссии, куда, помимо указанных организаций, входят представители районного архитектора, строительный комитет и пр., которые утверждают проект гостиницы; 
городские организации Водоканала и электроснабжения, которые должны согласовать проект гостиницы на предмет предоставления объекту необходимых объемов электроэнергии и воды.
Для эффективной работы с указанными организациями инвесторы должны привлекать архитектурную мастерскую, имеющую все необходимые лицензии, в том числе на проведение авторского и технического надзора, а также профильные организации, имеющие право на проведение электротехнических испытаний, проверку грунтов, землеустройства и пр.
2-й этап создания объекта. Строительство (реконструкция), отделка и оснащение
На этом этапе инвесторам, получившим все необходимые разрешения на строительство, приходится иметь дело с органами Роспотребнадзора и Противопожарного надзора, которые проводят проверку соблюдения всех необходимых норм при проведении строительства.
На этом же этапе начинается работа с самым трудным и непредсказуемым партнером — строительной организацией. Чем четче проведен этап проектирования, тем проще контролировать работу строителей при условии постоянного присутствия на объекте представителя инвестора или управляющей компании. В задачи последнего входит непрерывный контроль над соответствием фактического строительства архитектурному проекту. Помимо строительной организации начинается сотрудничество с поставщиками оборудования и оснащения объекта. Здесь главное - обеспечить временное соответствие поставок и отделки объекта. Чаще всего возникает два несоответствия:
поставщики уже готовы завозить и устанавливать оборудование, а строители еще не подготовили помещения; 
помещения готовы, а поставки задерживаются.
Для минимизации именно таких проблем и нужен менеджер проекта.
3-й этап создания объекта. Сдача-прием объекта государственной комиссией
Здесь опять происходит встреча с Межведомственной комиссией, которая должна подписать акт о соответствии построенного объекта утвержденной проектной документации и всем нормативным актам. После получения такого документа необходимо зарегистрировать объект в городском бюро регистрации для получения учетного номера и свидетельства.
4-й этап создания объекта. Получение различных сертификатов, лицензий и разрешений
Гостиничные услуги не требуют обязательного лицензирования и сертификации. Тем не менее, в некоторых случаях объекту необходима добровольная сертификация и классификация. 
Объект хочет получить определенную категорию (звезды) — для этого необходимо пройти сертификацию на соответствие гостиничным услугам и классификацию Ростуризма.
Объект работает с иностранными гостями, и ему необходимо оказывать им визовую поддержку. Это возможно только при получении так называемого референс-номера в Министерстве иностранных дел РФ. Такой референс-номер может получить только туристическая фирма, которую необходимо будет открыть при объекте, после чего подать заявление на получение референс-номера.
5-й этап. Работа объекта
Когда объект уже работает и принимает гостей, он продолжает активно взаимодействовать с государственными органами:
органами управления туризмом в регионе (городе) - общий контроль над работой гостиницы; 
налоговой инспекцией — контроль правильности бухгалтерского учета и уплаты налогов, пошлин и других платежей в бюджет, кассовой дисциплины; 
органами пожарного надзора — контроль выполнения требований противопожарной безопасности; 
органами Роспотребнадзора — контроль санитарного состояния объекта, выполнения санитарных норм, а также контроль выполнения закона о защите прав потребителей; 
органами миграционной службы — соблюдение законодательства в области регистрации иностранных граждан; 
органами МВД — соблюдение законодательства, контроль регистрации российских граждан;
городской трудовой комиссией — контроль исполнения трудового законодательства.
 

Дополнительная информация

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!